Артпоэтбатл №8

Историю Книжного в Белинке за последние восемь лет мне проще всего восстанавливать по Артпоэтбатлу. Он, в общем, придуман, чтоб на поэтов пришли не поэты. И цель свою каждый год оправдывает. Это не столько соревнование, сколько концерт. Попытка услышать поэтический текст в разных тональностях: в собственно авторской подаче и в актёрском прочтении. Много лет подряд в зрительском голосовании (а другого на Артпоэтбатле и не существует) побеждали артисты. Три года назад мы изменили правила: теперь за благосклонность публики борются парами «артист-поэт». Приходите 17 ноября в 14:00 послушать. Познакомиться. В этом году читаем так: 6 артистов, 12 поэтов (наши и гости издалека). Впервые в Артпоэтбатле участвуют Василина Маковцева и Сергей Федоров, заслуженный артист РФ, между прочим.

Александр Алферьев (актёр Камерного театра): Артём Быков (ЕКБ), Артём Носков (ЕКБ)
Дмитрий Касимов (артист, главный режиссёр Камерного театра): Егана Джаббарова (ЕКБ), Игорь Сид (Москва)
Василина Маковцева (актриса «Коляда-театра»): Максим Жуков (Евпатория), дмитрий замятин (Москва)
Ирина Плесняева (актриса «Коляда-театра»): Vladimir Bogomyakov (Тюмень), Юлия Долгановских (ЕКБ),
Сергей Фёдоров (Заслуженный артист РФ, «Коляда-театр»): Вера Кузьмина (Каменск-Уральский), Владислав Семенцул (ЕКБ)
Вера Цвиткис (актриса «Коляда-театра»): Алексей Сальников (ЕКБ), Екатерина Симонова (ЕКБ)



Про любовь и войну

ПРО ЛЮБОВЬ И ВОЙНУ
Хотела написать про «Сезон Робинзонов» в Белинке и «Мастер Кластер «Уральский сувенир», а получается про любовь. По порядку. Вполне естественно, что на книжном фестивале, посвященном путешествиям, возникают темы путеводителей и туристических сувениров, которые даже не миниатюрный портрет города, а скорее автопортрет. То, какими мы видим себя и какими хотим, чтобы нас запомнили другие. Потому и Алексей Рыжков, много работающий над символическим образом Екатеринбурга, назвал свою фестивальную выставку «Путешествие из…». Знакомясь с другими пространствами, мы только уточняем границы и содержание своего. Честно говоря, с сувениркой (я сейчас не о премиум-классе) везде не очень. Даже в Италии трудно найти что-то оригинальное. Уровень мышления всюду примерно одинаковый: в Лондоне цепляют к брелкам для ключей красную будку, в Пизе – наклонную башню, в Москве матрёшку и т.д.

По сути «Мастер Кластер «Уральский сувенир: бренды и брендятина» и наглядный проект «ПсевдоВДНХ. ВПП: Выставка Побед и Поражений» – это простой выбор того, что каждый из нас подарил бы гостю на память об Екатеринбурге, а что бы ни за что и никогда. 3 образчика «плюс», 3 «минус». Стиль может быть совершенно разным. Например, я сама всегда любила оригинальную и смешную сувенирку «Коляда-театра» (у меня дома коллекция гранёных стаканов с логотипом «Коляда-Plays» и есть брелок с отпечатком пальца Коляда Николай). Мне очень нравится стильная и строгая коллекция, посвященная Свердловскому конструктивизму, сделанная Марией Чуркиной и Анастасией Кандобой к III Индустриальной биеннале. Гостиница «Исеть», здание стадиона «Динамо», наш уралмашевский дом-пила, превращённые в украшения. В Галерея ПоЛе, которая много и плодотворно работает с местными художниками, я покупаю подарки для друзей: блокноты Олега Бухарова и кованые штучки Алексей Потоскуев(ему огромное спасибо за призовые гонги для премии «Неистовый Виссарион»). Эти вещи визуально не маркированы ЕКБ, но всегда приятно дарить «авторское-уральское».

А вчера зашла по-соседски в «Арт-птицу» к Юлия Крутеева и обомлела от радости. Такого комплексного и любовного подхода к теме екатеринбургской идентики я не видела нигде. Сразу понятно, что занимаются этим здесь давно, планомерно, с большим знанием вопроса. Например, коллекция путеводителей в «Арт-птице» одна из самых полных и оригинальных (авторы некоторых из них будут выступать у нас в Белинке 17 ноября). А сувенирка подобрана тщательно и с большим вкусом. Сделанные самой Юлей в технике «фьюзинг» (не ошибаюсь?) тарелочки, подвески, магниты в виде буквы «Е», постеры с работ Виталия Воловича, наконец-то уральский пельмень, всего не перечислить. Для меня главное, что здесь во взаимосвязи представлен большой исторический пласт: от того, что уже стало уральской классикой до того, что только, возможно, ею станет.

Здесь органично соседствуют наборы «Екатеринбург в открытках» Алексея Рыжкова и просто отдельные открыточки Кати Грек, до вчера мне неизвестной. Но их соседство опять заставило задуматься о кровеносной системе города. Ещё раз повторюсь: речь не о стилизованных картинках ЕКБ, а о нащупывании и обозначении его символических образов, смысловых узлов. По сути, процесс создания мифов происходит на наших глазах, художники своим чутьём выбирают главное в окружающей повседневности. И уж совсем простая мысль: хорошая сувенирка появляется только там, где люди любят своё дело, уважают свой город, всерьёз думают о нём. Культура – тонкая система кровеносных сосудов, спасающая пространство от распада.

Недавно наткнулась в сети на небольшой, интересный текст профессора УралГаха Леонид Салмин, где он, рассуждая о генокоде Екатеринбурга, говорит: «Если что-то и определяло его (ЕКБ) сущность на протяжении трех столетий, то это ВОЙНА. Война, но никак не любовь. Именно война в последние три века была главным заказчиком и потребителем уральской индустриальной матрицы и созданной под ее влиянием подневольной производственной инфраструктуры… Когда война заканчивается, наступает время любить. Но екатеринбургский житель этого не умеет, он не знает, как возможно любить свой город, у него нет этого в историческом опыте. Вся его жизнь прошла в закрытом городе НЕЛЮБВИ и в представлении о том, что где-то далеко есть иные, прекрасные города, созданные для любви».

А, по-моему, мы умеем любить, ну, или учимся. Наш фестиваль, в общем-то, про это, про попытку Робинзонов, каждый из которых заперт на своём острове, услышать друг друга. Я понимаю, что не упомянула многих, есть отличные музейные проекты, интересно работает с сувениркой Башня на Плотинке, но ведь разговор только начинается.

с Елена Гармс, Евгений Иванов